Лариса Арнольдовна ПОВХ (Лембет)
краевед, член РГО-ОИАК, председатель краеведческого клуба «Родник» (пос. Врангель), член клуба «Находкинский родовед»
Главной государственной задачей после присоединения Южно-Уссурийского края (территория нынешнего Приморского края) в результате заключения Пекинского договора (1860 г.) стало заселение новой территории русскими подданными. Задачей же Православной Церкви было просвещение народов в вере Христовой, т.е. утверждение и распространение православной веры на новых территориях. Здесь задачи государства и Церкви совпадали.
С 1882 года Южно-Уссурийский край стал основным колонизируемым районом Дальнего Востока, а на обширных территориях края, одно за другим стали возникать села, хутора, заимки. Переселенцы, оторванные от своей исторической родины, естественно стремились воспроизвести свой традиционный уклад жизни. Ф.Ф. Буссе писал, что новоселов угнетала отдаленность церквей в крае, «одной из существующих забот местной администрации было удовлетворить потребности переселенцев в церкви», «где потребность в духовном утешении особенно чувствовалась среди чужих условий жизни», и вопрос об оказании соответствующей помощи «крайне существенным для всего дела колонизации». (Буссе, Ф.Ф. Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 годах.)
Из-за обширных территорий священникам для совершения треб, нужно было перемещаться из села в село за несколько десятков верст. При таком положении во многих селах не было духовной помощи, и крестьянин не мог посещать церковной службы, а крещение и отпевание совершалось несвоевременно. (Буссе, Ф.Ф. Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 годах) «…а потому, устройство церквей должно быть поставлено в первую очередь из всех других потребностей, так как Православная церковь вообще в России и в здешнем крае в особенности служит и государственным целям». (Мизь, Н.Г. Страницы истории Православия в Южно-Уссурийском крае).
Главной проблемой в крае на первых этапах переселения крестьян являлось отсутствие специального пункта в смете по организации строительства церквей и утверждение школ. Строительство церквей в период заселения Дальнего Востока православными людьми осуществлялось в основном за счёт пожертвований самих первопоселенцев. Однако нужно отметить попытки и усилия государства и некоторых государственных деятелей помочь в решении этой сложной, но невероятно важной в то время, проблемы.
На втором этапе переселения (1882-1900) чиновники Южно-Уссурийского Переселенческого Управления приняли действенное участие в оказании помощи переселенцам при строительстве храмов. Осенью 1885 г. Ф.Ф.Буссе возбудил ходатайство по линии Министерства внутренних дел об учреждении церковно-школьного фонда. Средства фонда хранились на депозите Переселенческого управления во Владивостокском казначействе и предназначались для выдачи беспроцентных ссуд переселенцам на строительство церквей и школ.
В Южно-Уссурийском крае не нашлось священника, который смог бы курировать строительство храмов. Поэтому епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край священника из г. Благовещенска М. Кессельмана. Благодаря его усилиям местные специалисты безвозмездно разработали несколько универсальных планов и смет. За короткое время до 1903 года в крае удалось построить более 40 православных храмов.
Значительное увеличение численности населения Южно-Уссурийского края и его отдаленность от епархиального центра стали основной причиной разделения в 1899 г. огромной Камчатской епархии на две части. В ходе ее реорганизации были образованы Владивостокско-Камчатская и Благовещенско-Приамурская епархии. Владивостокская епархия включила в себя все округи Приморской области и о-в Сахалин. Кафедра епископа разместилась во Владивостоке. Учреждение Владивостокской епархии, состава и штата епархиального управления состоялось 4 июня 1898 года указом Государя Императора Николая II, было сооружено Архиерейское подворье для первого епископа Владивостокского Евсевия (Никольского) в пригороде Владивостока в местечке Седанка. При владыке Евсевии в епархии было открыто более 170 храмов и 100 школ, устроено два общежительных монастыря. Возглавляя кафедру, он ревностно трудился на церковной ниве.
С началом Первой мировой войны произошло значительное сокращение финансирования переселенческого дела.
Однако, в 1916 г. во Владивостокской епархии уже насчитывалось 252 храма и часовен, из которых в Приморье находилось 190 церквей. (Иннокентий (Ерохин), игум. Приморье православное)
В первые годы жизни на новой родине переселенцы деревни Хмыловки столкнулись с трудностями, отправления церковных треб. В это время насущная проблема решалась следующим образом: в деревне в обычном доме устраивались домовые церкви, а в 1911 году во Владивостокской епархии было организовано 3 походные церкви для переселенцев. Хмыловка была отнесена ко второй Св.-Николаевской походной церкви.
Существует мало свидетельств деятельности походных церквей. По-видимому, организовывались они по типу воинских походных церквей.
В 1912 году в Хмеловке был открыт приход. В селе действовала вторая Св-Николаевская походная церковь, относящаяся к 9 округу Благочинного священника о. Андрея Рождественского.
Священником был назначен о. Иоанн Лягин, а и.д. псаломщика Димитрий Семёнов. Осенью 1912 года в приход Хмеловской церкви был назначен другой и.д. псаломщика –Андрей Хилько
С осени 1912 года о. Иоанн Лягин преподавал Закон Божий в своей хмеловской школе и в Поворотненском одноклассном МНП училище.
В архиве с. Владимиро-Александровского хранятся 5 метрических книг Хмеловской церкви, которая действовала до установления Советской власти.
Неизвестно, когда началось строительство церкви в селе, но история её возведения, судя по воспоминаниям первопоселенцев, переданным потомкам, весьма интересна. В своём письме Микрюкова (Лахно) Ольга Степановна вспоминает: «В 1904 году японцы напали на русский флот в Порт-Артуре, потопили много наших кораблей. На корабле «Варяг» погиб сын княгини, офицер. Она пожаловала деньгами на бедную деревню, чтобы построили церковь, дом для смотрителя церкви и дьячка и на школу, в которой все 4 класса учились одновременно. Отец и мама учились, но они с Покрова дня до марта, так как надо весенние работы делать.». Ольга Степановна пишет, что деньги княгиня передала на церковь, на дом для дьячка и на школу. На самом же деле этих денег хватило только на постройку церкви, которая была построена к зиме 1916 года.
Наконец наступил торжественный и важный день для Хмеловского прихода, подробно описанного во владивостокских «Епархиальных Ведомостях»:
«27 декабря 1916 года произошло радостное событие в с. Хмеловке – освящение храма во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского – храма, построенного на средства одной благотворительницы, пожелавшей оставить своё имя в неизвестности и сделавшей такое доброе дело для упомянутого прихода по указанию Его Высокопреосвященства.
(…)С благословения Его Высокопреосвященства чин освящения храма совершил местный Благочинный священник А. Хлебцевич с участием настоятеля храма священника о. Лягина, а также священника с. Новицкого о. Е. Куценко, священника-миссионера о. Р.Терновского и дьякона И. Алексеева.
Во время освящения храма погода стояла тихая, ясная, не с сильным морозом, и крёстный ход вокруг храма, возбудивший в молящихся высокое религиозное настроение, был совершён неторопливо и благочинно.
За службами были произнесены два поучения – первое о. Благочинным, который в своём поучении изложил и объяснил великое значение вообще храмов в жизни православного русского народа и в частности освящённого для прихожан храма с. Хмеловки; а второе – о. настоятелем, который, говоря о необходимости посещать храмы при всякой возможности, объяснил прихожанам и об обязанности их заботиться о нём, а также молитвенно помнить благотворительницу, которая дала им возможность иметь его без всякой траты средств с их стороны.
По освящении храма и совершении литургии был отслужен молебен Св. Благоверному Князю Александру Невскому, в конце которого дьяконом Алексеевым было сказано многолетие Государю, Государыням, Наследнику и всему Царствующему дому, Святейшему Синоду, Его Высокопреосвященству, христолюбивому воинству, Благотворительнице, прихожанам и всем православным христианам.» (Статья «Освящение храма в с. Хмеловке.» во Владивостокских епархиальных ведомостях за январь 1917 г.)