Игорь Васильевич ВОРОНЦОВ
член РГО-ОИАК, член клуба «Находкинский родовед»
Город наш уже с первых лет раскинулся далеко и широко: от устья реки Партизанской до мыса Астафьева более тридцати километров. В начале 1950-х он состоял из десятка посёлков и участков, которые соединяли скверные и небезопасные грунтовые дороги. Поэтому сразу и надолго острой проблемой стало внутригородское пассажирское сообщение.
Строительство асфальтированных городских автотрасс планировалось на долгое будущее. А тогда предполагалось, что эту проблему поможет частично решить морское сообщение: благо, что все основные посёлки располагались вдоль берега или вблизи него.
С этой целью в 1955 году началось строительство свайного пирса в районе «Лесозавода». Сооружение его велось в исключительно тяжёлых, а порой и драматичных условиях. Берег в том месте полностью открыт ветрам и волнам. К тому же тот год был отмечен небывалыми и частыми тайфунами. Порой, застигнутые штормом плавсредства, занятые на строительстве, выбрасывало на берег за десятки метров. Чтобы вернуть их на воду, приходилось проделывать настоящие каналы. И всё-таки он был построен! Началась отсыпка дамбы к нему и одновременно строители возвели небольшое здание морского вокзала. Такое же здание и пирс были сооружены на мысе Шефнера.
Таким образом, местный пассажирский флот должен был соединить удалённые друг от друга районы города с его центром. Морские вокзалы были красивыми зданиями. Фасады, обращённые к морю, украшались колоннами и алебастровой лепниной. Возвышаясь среди убогого барачного посёлка Лесозавода, вокзал смотрелся почти дворцом. Но уже, наверное, к концу строительства кому-то стало ясно, что использовать этот пирс для посадки пассажиров будет небезопасно из-за постоянного волнения и, к сожалению, этот проект до конца не был осуществлён. Отсыпка дамбы прекратилась, и пирс возле лесозавода долго ещё стоял одиноким прибрежным островком, на радость рыбакам и купальщикам. Постепенно его разрушали штормы и тайфуны. В здании морского вокзала надолго разместился магазин, а на мысе Шефнера был прописан морской клуб ДОСААФ. К настоящему времени оба здания в результате перепланировок и ремонтов утратили свой первоначальный вид. А жаль…
Но регулярное морское сообщение в нашей бухте всё-таки было. До конца 60-х годов вместительный морской трамвай перевозил пассажиров по треугольнику: морвокзал – УАМР – Рыбники. На Рыбниках он швартовался к полузатопленной баркентине «Юнга», в УАМР – к деревянному настилу в районе нынешнего управления БАМР.
Работала также паромная переправа: морвокзал – мыс Астафьева. Несколько лет в 60-х годах по этой линии ходил и перевозил пассажиров и грузы мощный ледокольный паром «Залив Восток», обеспечивая круглогодичную связь с мысом.
С началом строительства Восточного порта суда типа «Находкинский рабочий» совершали пассажирские рейсы между Находкой и бухтой Врангеля. А в воскресные дни эти теплоходики ходили в бухту Лашкевича.
При строительстве северной стенки причалов Приморского завода предполагалось отвести место между рыбным портом и заводом для городского пассажирского причала. Но границы этих предприятий однажды сомкнулись и построенный для этого причала виадук так и остался бесполезным сооружением. Да и к этому времени уже достаточное развитие получил городской автотранспорт. И современные пассажирские потоки сложились так, что нужда в морских перевозках отпала. А, может быть, и не отпала, это надо ещё посмотреть…
Ведь кто бывал за границей, в портовых городах и городках, видел, как живо снуют туда-сюда между берегами морские трамвайчики, джонки и прочие малые пассажирские плавсредства. Несмотря на наличие развитого наземного городского транспорта. Мы ведь тоже живём на берегу океана. А прокатиться на катере или на морском трамвайчике по акватории нашей бухты в воскресный летний денёк не имеем возможности.