Наталья Витальевна ТИМОХОВИЧ
член клуба «Находкинский родовед»
Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для всей страны, испытанием, на которое история отвела 1418 дней и ночей.
1941 год. Уже 2 июля первые 12 студентов Дальневосточного морского рыбопромышленного были призваны в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии, а всего за годы войны с Германией, а затем с Японией были призваны 120 студентов.
Этот фактор существенно повлиял на развитие техникума. Так, если в 1941 году выпуск специалистов составлял 71 человек, то в 1945 году было подготовлено только 17 молодых специалистов.
В эти годы в техникум поступило много девушек, в том числе и на морские специальности.
Много добрых слов можно сказать о выпускниках и студентах, находившихся в действующих войсках, в составе арктических и союзных конвоев. Не надо забывать и о тех, кто работал в это время на промысле, на береговых предприятиях.
Не забываем подвиг капитана ледокола «Александр Сибиряков» Качарава Анатолия Алексеевича. Ледокольный пароход «А.Сибиряков» следовал на Северную Землю со снаряжением, продовольствием, топливом на полярные станции. На борту также была смена полярников, вместе с экипажем – 104 человека. Недалеко от острова Белуха, в Карском море, был обнаружен фашистский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», боевой задачей которого было уничтожение полярных караванов, ледоколов и полярных станций. Приняв бой с крейсером, обладающим большой огневой мощью, капитан Качарава заведомо знал о неизбежном потоплении, но он знал и другое, что, радируя об обнаружении крейсера, он спасает те суда, которые, получив его сообщение, укроются и избегут гибели.
Пароход «А. Сибиряков» и часть команды погибли, часть экипажа была поднята фашистами на борт крейсера и впоследствии отправлена в концлагерь близ города Данциг. Среди 18 моряков, попавших в плен, был и раненый капитан.
После освобождения из концлагеря в 1944 г. старший лейтенант Качарава воевал до Победы уже на берегу. Капитан Качарава являлся кавалером ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и многих медалей.
В ознаменование подвига моряков ледокольного парохода «А. Сибиряков» командующий Краснознаменным Северным Флотом издал приказ: «…Здесь 29 августа 1942 г. пароход «А. Сибиряков» дрался с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Пароход погиб, флага не спустив. Всем кораблям, проходившим в объявленных координатах мест боевой славы, приспускать флаги, подавать звуковые сигналы…»
Капитанами судов в составе конвоев были:
- Зеленский Михаил Ефимович – капитан танкера «М.Горький», пароходов «А. Серов» и «Ительман»;
- Инюшкин Николай Федорович – капитан ледокола «Красин» и других ледокольных судов;
- Скорупский Виктор Фёдорович – капитан военного транспорта «Декотан» («Зырянин»);
Ващук Лидия Степановна ходила помощником капитана на транспортных судах.
Вглядитесь в эти имена:
- Маскаев Фёдор Петрович;
- Киселёв Павел Дмитриевич;
- Отмахов Владимир;
- Дабижа Андрей Васильевич.
Все они – студенты 1-го выпуска судоводительского отделения, а о судьбе ещё многих и многих, сражавшихся с фашистами на флотах и фронтах Великой Отечественной войны, мы, к сожалению, не знаем. Но есть и известный эпизод. Во время войны с Японией танкер «Таганрог» находился на рейде, в Амурском заливе, и был атакован японским самолётом, ведомым лётчиком-камикадзе. Зенитный расчёт, в составе которого был студент 3-го курса техникума Константин Мурза, открыв огонь, сбил его. Самолёт загорелся и упал в воду недалеко от «Таганрога».
Командующий Тихоокеанским Флотом адмирал Юмашев И.С. наградил весь пулемётный расчёт, студент-практикант Мурза награждён медалью «За боевые заслуги».
За проявленную в боях доблесть и мужество многие выпускники и студенты, призванные в Рабоче-Крестьянскую Красную армию, были награждены боевыми орденами, медалями. Среди них: Самойленко П.Е., Лутченко Н.Г., Фрейман М.И., Полянин Н.А., Соловьёв П.Т., Акинфеев В.Н., Мельяновский В.П.
Это далеко не полный список мужественных людей: студентов, выпускников, сражавшихся за свободу нашей Родины.
В самый разгар войны с гитлеровской Германией в 1942 году на флоте существовало воинское звание юнга – это подросток, освоивший флотскую специальность, принявший воинскую присягу.
Из городов и посёлков Приморья во флот принято было более 500 подростков; в целом же по всему Дальнему Востоку и Сибири – более 3 000 человек. Почти все подростки вначале проходили 2-хмесячную учебу в школах мореходного обучения, открытых во Владивостоке, Находке, пос. Раздольном и на железнодорожной станции Океанская. В Находкинской школе учились три подростка – один из Находки, другой из Козьмино, третий из села Новицкое, а именно: Михайлов Александр Иванович, Близнюк Владимир Ульянович, Батлук Василий Николаевич.
Все трое награждены знаками «Юнга огненных рейсов 1942-1945 годов», орденами «Отечественной войны», медалями. Мы вспоминаем о них, как о своих выпускниках, т.к. в 1956 году Мореходная школа г. Находка была ликвидирована и включена в состав Дальневосточного мореходного училища.
Посильную помощь фронту оказывал и коллектив техникума, так, в 1943 году было собрано 15 000 рублей наличными и 20 000 рублей облигациями государственных займов на строительство истребителя «Дальневосточный техникум».
Всего за годы войны было передано в фонд обороны 271 535 рублей.
В 1943 году за оказанную фронту помощь, коллективу техникума была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего Сталина И.В.
В техникуме была широко развёрнута оборонно-массовая работа. Были организованы стрелковые кружки: стáнковых пулемётов, автоматчиков, истребителей танков, ручных пулемётов, сапёров, радистов.
Работали секции: бокса, мото, штанги, штыкового боя, хоккея, волейбола, гимнастики, баскетбола, лыжная.
Учащиеся получали форменное обмундирование: костюмы выходной и рабочий, бельё, обувь рабочую и выходную, шинель. И предупреждались о бережном хранении и использовании обмундирования.
На основе текущих и итоговых оценок учащиеся получали стипендию, она определялась по 4 категориям: высокая, повышенная, средняя, низкая.
При 25 % неуспеваемости учащиеся подлежали исключению из техникума.
Очень тяжел был труд людей, занимавшихся в это нелегкое время добычей и переработкой рыбы. Работали подростки, работали старики, женщины. Промысел вёлся малыми сейнерами, шаландами и судами типа «Кавасаки», существовала реальная угроза жизни рыбаков не только от стихии, но и со стороны японского военного флота. В частности, опасность представляли плавающие, т.е. сорванные с якорей, мины. Пополнения новыми сейнерами во время войны не было. Но, тем не менее, рыбаки, в т.ч. и выпускники техникума, с честью выполняли и перевыполняли плановые задания.
В 1944-45 учебном году были восстановлены все кабинеты и лаборатории. Техникум постепенно начал увеличивать контингент учащихся. Необходимо отметить, что государственные власти всемерно оказывали финансовую помощь техникуму, как показатель этого – выделение 15 000 рублей Главным управлением учебных заведений на покупку музыкальных инструментов для духового оркестра. Кстати сказать, в это тяжелое время была широко развернута оборонно-массовая работа. Действовало 10 спортивных секций, 6 стрелковых кружков, художественная самодеятельность. В пределах возможного уделялось внимание и бытовым условиям; работали прачечная и пошивочная мастерские, столовая обеспечивала студентов трехразовым питанием. Имелось общежитие на 200 мест.
Учитывая общий ход военных действий, намечались перспективы развития в рыбной промышленности, в связи с этим открываются новые отделения:
1943 г. – отделение судостроения,
1944 г. – отделение механического оборудования предприятий рыбной промышленности.
Таким образом, к окончанию Великой Отечественной войны в техникуме вели подготовку специалистов по 7 специальностям.
Очень тяжелым был путь от июня 1941 до мая 1945 г. И со всей страной этот путь прошли курсанты, преподаватели, работники Дальневосточного морского рыбопромышленного техникума.