Мне хочется рассказать о том, как мои самые близкие люди переселились в Приморье. В 30-е годы активно заселялись территория Сибири и Дальнего Востока. Мой дедушка Гатин Минвали 1907г.р. и бабушка Фатыхова Гулистан, 1905 г.р. жили в Первомайском районе Татарской АССР. Они, как и многие другие семьи, мечтали «завербоваться» и переехать на Дальний Восток. Началась война. Дедушку призвали в армию на фронт в 1941 году. Бабушка с пятью детьми осталась в деревне. Жили очень тяжело, часто голодали. Дети были мал, мала меньше.
1941 год был неурожайный. Моя будущая мама Гатина Миннакиба 1928 г.р., была самая старшая в семье из детей. Она смотрела за ними, готовила, cтирала, убирала, следила за хозяйством, в общем, была за маму. Бабушка работала в колхозе от темна до темна и часто болела. Мама уговаривала ее уехать. «Я забиралась на крышу и видела в своих мечтах этот удивительный и неизвестный Дальний Восток на самом краю земли»,- вспоминала моя мама. Наступил 1943-й год, стало еще труднее жить, семья часто испытывала голод. Наконец-то бабушка решилась «завербоваться» на Дальний Восток. Но для этого нужен был взрослый мужчина. Бабушка уговорила своего родного брата переехать вместе. Фатыхов Камалдин, cтарший брат, инвалид войны, находился дома. У него также была большая семья — восемь детей. Они вместе с бабушкой поехали в районный центр и оформили документы.
Больше месяца добирались до города Владивостока. Там всех погрузили на пароход и отправили в Лазовский район в бухту Мелководная. Уже стоял ноябрь1943-го года. Семьи были завербованы на Камчатку, но наступала зима, навигация уже закончилась, и поэтому все остались в Приморском крае. На следующий же день те, кто мог, вышли на работу. Девочек 14-15 лет поставили на обработку рыбы и засолку. Их старшие наставники, русские женщины, дали девчатам русские имена, учили русскому языку. Так, мою маму назвали Надей. А было ей всего 15 лет. Вместе с мамой на рыбзаводе работали ее младшие братья: Гатины Рафик, Минсагит и моя бабушка, мамина мама. Работа была очень тяжелая, но ничего не оставалось делать — время такое. Бабушка очень часто болела и не могла работать. Мама работала наравне со взрослыми, выполняла две-три нормы. Были случаи, когда она с груженой тачкой падала в море с пирса. К подросткам часто подходил директор рыбзавода (он был татарином), гладил девчонок по голове и говорил: «Маленькие вы мои работяжки, скоро закончится война и все будет по-другому». Здесь от голода их спасала рыба. Люди были очень добрыми, помогали им, чем могли.
Закончилась война — сколько было радости! В жестяные кружки всем на работе наливали спирт. «Истощенные и голодные, выпив эту кружку спирта, мы чуть не умерли на радостях», — рассказывала мама. В 1946-м году их разыскал отец. Вернуться назад в Татарию не было средств, и семья переехала в Находку. Дед устроился на работу на судоремонтный завод Дальморгидростроя плотником. Ему выделили земельный участок на улице Подгорной. Быстро всем миром построили небольшой дом, где стала жить вся семья. Уже в Находке родилась самая младшая мамина сестра Зякия. Старшие дети устроились на работу, младшие пошли в школу. Моя мама не получила никакого образования. Работала на разных работах. Выучилась на мастера пошива одежды и до замужества работала мастером. Она была очень трудолюбивая, все ее ценили, начальство планировало назначить заведующей, однако не хватало образования, хотя мама самостоятельно учила азбуку и арифметику. У нее была уникальная память. Старалась запомнить все, чему учили, и это получалось. Мама была душой всех компаний. Она очень хорошо пела татарские песни и выучила много русских. В семье Гатиных всегда дом был полон гостей и, причем, разных национальностей. Если кому-то негде было жить, в доме всегда находилось место.
Очень бережно в семье относились к традициям своего народа. Чтились все национальные праздники, пекли пироги, готовили разные сладости. Медный самовар, до блеска начищенный, всегда стоял на столе дымящим. Угли не успевали остывать. Мама дважды: один раз еще в детстве, а потом будучи уже взрослой девушкой, переболела в тяжелой форме малярией. Она оказалась выносливой, организм победил болезнь. В 1950 году мама (Гатина Минакибя) вышла замуж за моего отца Зиннурова Зарифуллу Зарифовича. Им выделили угол в бараке на 44-м участке. В этой же комнате жила большая семья Тютиных, некоторое время две семьи жили вместе, жили дружно. А разделялись семьи перегородкой из обыкновенной ткани. Вскоре отцу выделили через предприятие (ДВСМЗ ДМГС) земельный участок для строительства дома. Началась стройка. Помогали друзья, родственники. В 1951 году у Минакибя и Зарифуллы родилась дочь Магиря. А в 1954 году родился сын Тагир.
Отец мой родился в 1925 году в деревне Ново-Чуканы Дрожжановского района Татарской АССР. Два старших брата были призваны на фронт, а мой папа был призван в 1943-м году. Мой дедушка, по отцовской линии, Сиразетдинов Зиннур Сиразетдинович, прожил более ста двадцати лет. А бабушка, Сиразетдинова Магизяман Сатрутдиновна, была четвертой младшей женой деда. Деда я не помню, а вот у бабушки была в Башкирии дважды (после войны семья переехала туда). После войны двое сыновей (Гарифулла и Сямигулла) вернулись живыми на родину, а Зарифулла остался в Находке. Мои родители прожили свою жизнь на улице Южной в городе Находке. Папа служил в погранвойсках на флоте. Принимал участие в боях Великой Отечественной войны с октября 1944-го по май 1945-го на Западном фронте и с августа по сентябрь 1945-го — в войне с Японией. Награжден медалями: «За взятие Кенисберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «ХХХ лет Советской Армии и Флота», юбилейными медалями в честь Победы. Также награжден Орденом Отечественной войны. Умер в 1995 году.
Моя мама прожила трудную жизнь, работала на хлебозаводе, где получила инвалидность, но никогда не жаловалась на трудности, не «ныла», очень много пела, любила готовить, печь. На огороде у нее был всегда порядок, не было ни одной травинки. А какие розы она выращивала! К ней всегда тянулись люди. Ее любили все: и взрослые, и дети, и совершенно чужие, и близкие, она каждому находила нужные слова. Кому-то почитает молитву, кому-то споет песенку, а кого- то просто обнимет и крепко прижмет к себе. Мама была почитаемым человеком в доме, на улице, где жила, в городе среди мусульман. Она очень много читала аяты из Корана, знала его наизусть. Ее уважали и советовались с ней все, кто нуждался в «слове», соплеменники. Принимала участие в национальных праздниках, сабантуях, открытии мечети. Была очень мудрой женщиной. Мама помогла и мне вырастить троих детей: дочь и двоих сыновей — близнецов. Первого сентября 2014 года мамы не стало. Похоронили ее на мусульманском кладбище в г. Находке.
В 1970 году я вышла замуж за Зиганшина Рашита (1947 г.р. г. Артем Приморского края). Он тоже из большой семьи. Его отец, Зиганшин Ахматша, 1909г.р., взял в жены Магасумову Рабигу,1909г.р, и жили они в родовом имении в деревне Нижний Искубаш. Ахматша с девяти лет работал на шахтах Донбасса. В 1939 году он вместе с братом прибыл в Сучан для работы на новых шахтах. Жена Рабига с четырьмя детьми осталась в Татарии. После войны отца перевели на работу на новую шахту №8 г. Артема. И только в 1946 году мать с детьми смогла переехать в г. Артем с помощью брата мужа. Зиганшин Ахматша был занят все время на шахте. За доблестный труд в годы войны и после войны Ахматша был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, Золотой Звездой Героя и другими наградами. Ему было присвоено звание Героя социалистического труда. В музее имени К. Арсеньева в г. Владивостоке хранятся материалы о Зиганшине Ахматше. В настоящее время у Зиганшиных в живых осталось три брата: Рашит, Нургазис, Ахметгариф, и две сестры: Васига и Фявзия.
У моих родителей двое детей: Магиря и Тагир, четверо внуков и семь правнуков. У сына Тагира — дочь Диана. У нее два мальчика, семья живет она в городе Уссурийске. У Магири — дочь Розалия и сыновья Рашит и Равиль. У Розалии двое детей: сын Ильяс живет и работает в Новой Зеландии, дочь Лилия еще учится в колледже. Розалия, Лилия и мой сын Рашит живут в Москве. Сын женат. У него растет сын Артемий. Равиль живет и работает в г. Грозный. Женат. У него двое детей: сын Имран и дочь Нави.
Из маминых родственников в живых остались ее сестра Накия, которая живет в Киеве. У нее дочь, двое внуков и двое правнуков. И самая младшая сестра Зякия живет в Находке на ул. Астафьева, у нее одна дочь Алсу, работает в школе №25. Мамины братья: Рафик, Мавлит и Марих, уже умерли. У брата Рафика две дочери, Раиса и Миннигуль, живут в г. Находке. У Мавлита тоже две дочери, Альфия и Танзиля, живут в г. Находке. У Мариха одна дочь живет в Татарии. У всех есть внуки и правнуки. Вот такая у нас большая семья.