Жанна Владимировна СЛАВИНСКАЯ
Магистр декоративно-прикладного искусства, руководитель мастерской светского и церковного шитья «Золотая нить»
Художественная жизнь столицы Приморья Владивостока существовала с его основания. Уже в 1893 году состоялась первая персональная выставка художника К.В.Богданова. Это событие подтолкнуло владивостокских художников-любителей к сплочению и к мысли о совместной выставке. В 1896 году прошла первая групповая выставка произведений местных художников, а инициатива ее проведения принадлежала Обществу изучения Амурского края. В 1900 году образовалось Владивостокское общество поощрения изящных искусств (ВОПИИ), которое открыло Рисовальную школу. ВОПИИ перестало существовать в 1909 году. Но творческая работа продолжалась в создававшихся «художественных кружках». Первая частная художественная школа во Владивостоке была основана художником с академическим образованием В. Баталовым в 1917 году, в 1923 году школа была национализирована и закрыта.
Декоративно-прикладное искусство в Приморье отличалось самобытностью и многонациональностью, оно включало искусство коренных народов (удэгейцев, нанайцев, орочей и тазов) и представителей разных национальностей (русских, украинцев, корейцев, китайцев, японцев и др.). Навыки мастерства передавались непосредственно от отца сыну, от матери к дочери или к ученикам. Отдельные промыслы возникали и развивались стихийно, благодаря лишь инициативе одного или нескольких мастеров.
В конце лета 1895 года на острове Путятин Алексей Дмитриевич Старцев основал фарфоровую фабрику. Ему потребовалось несколько лет, чтобы наладить производство. Фабрика Старцева начала выпускать как дешёвую посуду, так и дорогие, тонкие, изящные изделия. «Изделия фарфоровой фабрики Старцева являются выдающимися, большие вазы, тонкие чайные сервизы, столовый фарфор. Такая работа, как бюст Пушкина в натуральную величину, является образцовой, за что он по справедливости получил большую серебряную медаль», — писала местная газета. При фабрике имелось специальное скульптурное отделение, где был изготовлен упомянутый бюст Пушкина. Существовало при фабрике и гончарно-терракотовое отделение, открытое в 1899 году. Материалом для работы служила черная огнеупорная глина, из которой делались большие чашки, бочонки, пьедесталы и многое другое. Корреспондент журнала «Природа и люди» посетил остров и так описал фарфоровое хозяйство: «В течение месяца в отправочное отделение беспрерывно поступает до 12 тысяч разной посуды. Работают на фабрике преимущественно японцы и китайцы. Главным управляющим состоит бывший ссыльный с острова Сахалина, сбытчик фальшивых монет. Несмотря на свое прошлое, он вложил всю душу в то дело, которое ему предоставили вести сейчас». После скоропостижной смерти А.Д. Старцева в 1900 году фарфоровая фабрика закрылась.
И только в 1971 году во Владивостоке был организован фарфоровый завод, который работал на местном сырье — глинах Гусевского месторождения. Здесь выпускали посуду, до 24 миллионов предметов в год, это было огромное предприятие, цель которого состояла в том, чтобы обеспечить посудой Приморье и в целом Дальний Восток.
Многие авторские работы художников Владивостокского фарфорового завода получали медали ВДНХ, их можно было увидеть на выставках по всему Советскому Союзу. Слава владивостокского фарфора гремела за пределами региона, рисунок на фарфоре передавал дух Приморья, морскую и историческую тематику. После закрытия производства в 1991 году художники продолжили работу как мастера декоративно-прикладного искусства.
С приходом советской власти художественная жизнь в Приморье строилась на идеологической основе. Появлялись Дома культуры, художественные студии Пролеткульта. Возникла потребность в специализированном учебном заведении, и в 1943 году открылось Владивостокское художественное училище. Первый выпуск состоялся в 1949 году. Выпускники училища формировали новое поколение художников, скульпторов, графиков Приморья, олицетворявших поколение «шестидесятников».
В 1978 году в Приморском отделении Союза художников России по инициативе приморского художника Анатолия Владимировича Кацука была создана секция декоративно-прикладного искусства, которой он и руководил в течение 12 лет. А.В.Кацук стал основателем приморского текстиля, в гобелен мастер ввёл мотивы города у моря. В этот период секция ДПИ Приморского отделения СХР переживала свой расцвет при поддержке со стороны государства. В связи с открытием фарфорового завода и экспериментальной фабрики сувениров во Владивостоке, фарфорового завода и ковровой фабрики в Артёме, завода художественной керамики в Спасске-Дальнем в Приморье приехали выпускники высших и средних профессиональных заведений страны из Москвы, Ленинграда, Одессы, Иркутска, Абрамцева. В секции ДПИ Приморского отделения СХР состояло 13 художников: А.Кацук, В.Косенко, Л.Песегов, Т.Матюхина, А.Прочко, В.Прочко, А.Калюжный, О.Калюжная, Г.Добрынина, Т.Лимоненко, Т.Суслова, Г.Шаповалов, Г.Максимюк. Первая выставка приморского декоративно-прикладного искусства состоялась в 1979 году, шестая и последняя прошла с 6 декабря 1989 по 13 января 1990 года, в ней приняло участие 54 художника из Владивостока, Артёма, Спасска-Дальнего, Находки, пос. Кавалерово. На выставке были представлены работы в различных техниках: художественный текстиль, керамика, художественная обработка дерева, камня, кости, металла. Был издан черно-белый каталог «Приморье-89».
До конца 90-х годов художники получали производственные заказы, выезжали на всесоюзные творческие дачи за государственный счёт, имели творческие дни, работая на предприятиях, это способствовало росту профессионального мастерства. Однако зачастую имена художников фабрик и заводов не фиксировались, товар имел марку производства, художник выступал как «частица» большого производственного коллектива. Художники объединялись в творческие группы, организовывали совместные и персональные выставки. Работы приморских прикладников хранятся в Приморской государственной картинной галерее и Музее истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева во Владивостоке, историко-краеведческом музее Артёмовского городского округа, музейно-выставочном центре г.Находка, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Свою лепту в развитие декоративно-прикладного искусства в Приморье внесло профессиональное училище №27 города Дальнереченск. В 1983 году на его базе открылось отделение «резчик по дереву, художник-инкрустатор». Многие его выпускники работают сегодня в Приморье и за его пределами. Например, Суворова Наталья Борисовна с отличием закончила училище №27 в г. Дальнереченске Приморского края по специальности «Резчик по дереву, художник-инкрустатор», в 1991 году с отличием закончила Лесозаводский лесотехнический техникум по специальности «Технология мебельного производства». Сейчас Н.Б. Суворова руководит студией художественной резьбы по дереву «Деревянная сказка» в Ульяновской области.
В 2013 году профессиональное училище №42 посёлка Лучегорск было присоединено к профессиональному училищу №27 города Дальнереченска, ставшему его правопреемником. Отделение «Резчик по дереву, художник- инкрустатор» было упразднено. На сегодняшний день не осталось средних профессиональных учебных заведений в Приморье, которые готовили бы художников-прикладников.
Перестройка больно ударила по художественным промыслам и ремёслам не только в Приморье, но и во всей стране. Жизнь побуждала искать новые формы взаимоотношений с властью и обществом. К 2000-м годам сложилась современная картина художественной жизни декоративно-прикладного искусства в Приморье. Ежегодные выставки декоративно-прикладного искусства проводит Приморский краевой центр народной культуры. Одним из направлений деятельности Центра является поддержка декоративно-прикладного творчества.
Всё больше появляется коллективных выставок в здании Приморского союза художников, Приморской картинной галерее. Но этого недостаточно для возрождения и развития декоративно-прикладного искусства в Приморье. Нужны профессиональные школы, отделения при средних и высших учебных заведениях. Необходимы мастера, готовые передать свой опыт и знания.
Сегодня мастера декоративно-прикладного искусства самостоятельно объединяются для реализации творческих проектов, поддерживают традиции, организовывают выставки, создают негосударственные студии и школы для привлечения молодёжи и передачи своего опыта.
В этом каталоге мы попытались рассказать о мастерах, которые, несмотря на многие трудности, продолжают сохранять традиционные ремесла и создают достойные произведения декоративно-прикладного искусства.